сайт второй младшей группы МБДОУ №6
Консультация «Развитие речевой активности у детей 3-4 лет»Консультация «Развитие речевой активности у детей 3-4 лет» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Он характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих его предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»… Развивая связную речь, следует учить детей: · Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них; · Задавать вопросы; · Активно включаться в разговор; · Объяснять содержание картины, ситуации; · Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории. Ребёнок В этом возрасте уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях. Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка, активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…). Грамматический строй речи заключается: · В развитии умения согласовывать слова в предложении; · В употреблении ласкательно-уменьшительных слов; · В употреблении прилагательных, глаголов. Предлагаемые задания: · «Один – много»: матрёшка- матрёшки, машина- машины. · «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок… · «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик). Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, взрослым нужно уже сейчас: · развивать речевой аппарат - подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика». · поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»… · упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка». · развивать фонематический слух в играх : «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»). · Развивать речевое дыхание: предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»… · Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Уважаемые мамы и папы! Не стесняйтесь тратить свое время на общение с ребенком, не оставляйте его у телевизора, вместо того, чтобы заняться игрой. И тогда перед вами никогда не возникнет вопрос, как развить речь ребенка.
Подготовила Э.Г.Прокопенко 23 октября 2015 в 08:18
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация «Развитие речевой активности у детей 3-4 лет» Описание файла:Файл называется: razvit-rech-akt-3-4let_c7fh6.docx Это официальный файл организации «сайт второй младшей группы МБДОУ №6», в нём содержится Консультация «Развитие речевой активности у детей 3-4 лет». Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.